1. Бум «дот-комов» давно позади, сегодня сайт стал нормальным рабочим инструментом для сотен тысяч компаний. Чем, по вашему опыту и по опыту ваших клиентов, определяется эффективность сайта? Как ее можно измерить? Средняя стоимость сайта на базе вашей системы (и что для вас означает «средний сайт»)?
Как, к примеру, можно измерить эффективность рекламной кампании? Есть грубый показатель, который, как правило, дает пищу для анализа — это увеличение оборота компании. Он же хорошо применим для оценки эффективности сайта. Вообще, поскольку сайт является инструментом маркетинга и в некоторых случаях каналом продаж, стоит использовать стандартные методы оценки, общие для бизнеса.
Стоимость сайта в первую очередь зависит от комплекса работ, выполняемых разработчиком, и может сильно варьироваться от компании к компании. Стоимость системы управления не должна быть основной затратной статьей. Это нормально. Это правильно. В нашем случае (при разработке сайта компанией Vipro) средний бюджет сайта составляет 100-150 тыс. руб. Стоимость лицензии на inDynamic не превышает 20% бюджета.
2. Систем управления контентом сегодня создано множество — в том числе и огромное количество достойных бесплатных разработок. Что заставляет пользователей выбирать коммерческие CMS? Что нужно знать и помнить пользователю при выборе системы и как выглядит сегодняшний «топ-10» коммерческих CMS (с точки зрения как технологических решений, так и рыночных реалий)?
Среди бесплатных систем достойных, к сожалению, мало. Это относится не только к системам управления контентом. Есть web-сервер Apache, он оказался достаточно удачным, и рынок его хорошо принял. Есть браузер Firefox — реакция еще более красивая. Но таких примеров очень немного. Если появится по-настоящему достойная CMS, сообщество немедленно проголосует. При решении, конечно, играет роль еще тот факт, что, выбирая систему, разработчик выбирает себе и партнера в лице создателей системы, ставит себя отчасти в зависимость. Будет ли оказана помощь в технических вопросах? Или консультации? Будет ли система стабильно развиваться? И будет ли это развитие учитывать потребности рынка? Как правило, утвердительно можно ответить на эти вопросы именно для коммерческих систем.
Есть два типа пользователей. Один — разработчики, для них важно получить гибкий, надежный и понятный инструмент-конструктор. Другой — конечные пользователи, для них важна простота управления системой, очевидность интерфейса. Жизнь показывает, что интересы этих двух групп не всегда совпадают. Неприлично часто разработчики отдают систему клиентам в виде того же конструктора, непригодного для использования неспециалистами. И дело тут не столько в нежелании студий давать клиенту удобный в управлении сайт, сколько в отсутствии CMS помогающих разработчику поддерживать высокий уровень ясности и удобства. Наш совет пользователям — ищите систему, при работе с которой количество вопросов будет минимальным. Кстати, для разработчиков предсказуемость и ясность системы важна не меньше.
Рынок CMS в России только начал формироваться. Пока это неконкурентный рынок. Есть только один активный участник, который, по сути, и создал этот рынок «для себя». Я говорю о компании Битрикс. К сожалению, в профессиональном сообществе система часто получает негативные отклики и, как не закрывай на это глаза, бизнес убеждает искать более эффективные решения. Я хотел бы верить, что ситуация с проблемами Битрикса изменится, но вижу, что фундаментально философия разработки Битрикс далеко отстоит от потребностей современного мира. Мир прошел через тернии неудач с системами сделанными «как-нибудь» и убедился, что функциональная насыщенность не является важным критерием; более того, перегруженность обратилась во зло. Сейчас де-факто уже есть большой спрос на продуманные системы, удобные и понятные настолько, что постоянная техподдержка просто не обязательна. Это естественный путь, и, если миру понадобилось немало времени на понимание, в России, уверен, это произойдет гораздо быстрее.
Рейтинговать CMS пока не буду, поскольку все только начинается. Есть хорошие разработки и системы, имеющие перспективы, но они пока не проявляют заметной активности на рынке.
3. Перспективы рынка Web-разработки и CMS в 2007 г. (и в целом для рынка, и ваши творческие планы: интересные проекты, сайты, модули, etc.)?
Рынок в 2007 году безусловно будет активно расти. Возможно, ближе к концу года рынок станет конкурентным. Хотелось бы надеяться — это на пользу всем.
Полная версия интервью Алексея Комкова, директора по разработкам компании Vipro, журналу PC Magazine/Russian Edition опубликована в феврале 2007 года.