Компании, которые начинают анализировать эффективность сайта как инструмента бизнеса, иногда не могут понять, почему качественный сайт, выполненный на профессиональном уровне, "не работает", т.е. не приносит прибыли. Вопрос этот приходится слышать довольно часто, поэтому хотелось бы вкратце изложить суть проблемы и пути ее решения.
Оптимизация сайта под поисковые системы - один из наиболее малозатратных и эффективных способов продвижения ресурса в Сети. Однако большинство компаний практически не занимаются ею, упуская при этом целевых посетителей, которые могли бы стать потенциальными клиентами или покупателями. На данный момент всем владельцам интернет-ресурсов, особенно коммерческого характера, необходимо принять оптимизацию сайта как обязательный шаг на пути к успеху.
Прошли времена, когда предприятия и фирмы считали хорошим тоном иметь свое представительство в Интернете. Сейчас мало иметь сайт, надо иметь эффективный сайт. Бизнес принял возможности Интернета как инструмент по получению дополнительной прибыли, не требующий больших вложений. Так почему же вы должны упускать эту возможность и ждать, когда ресурс конкурента выйдет на первые позиции?
Попав в Сеть, надо ни на минуту не забывать об одной прописной истине: "Конкурент находится на расстоянии двух щелчков мыши". Т.о. аксиому сегодняшнего дня можно сформулировать так: оптимизация нужна, и надо действовать, и как можно быстрее! Будьте уверены, что ваш конкурент уже читал/читает/завтра прочитает эту статью и внесет мероприятия по оптимизации своего сайта в ближайшие планы.
Итак, почему оптимизация под поисковые системы необходима:
- Более 80% посетителей сайта приходят из поисковых систем.
- 9 из 10 пришедших на сайт через поисковую систему - целевые посетители.
- Затраты на комплексную оптимизацию сопоставимы с затратами на другие виды продвижения. Однако оптимизация значительно выигрывает в соотношении затраты/результат/длительность эффекта.
Когда человеку нужна информация, то лучшего помощника, чем строка поиска не найти. Пользователь вводит слова и словосочетания, отражающие суть вопроса, и в ответ получает огромное количество ссылок на интересующую тему. Например, если пользователь задал в строке поиска запрос на поиск продавцов какой-либо продукции и получил список из 2000 ссылок, в котором адрес вашего ресурса находится где-то на тысячной позиции, то вероятность перехода на него очень низка. Большинство пользователей не заходят далее второй-третьей страницы результатов, поэтому размещение сайта на первых позициях или в первой десятке по ключевым запросам - обязательное условие успешности ресурса. Т.о. наиболее эффективный и наименее расточительный путь для онлайнового продвижения вашего сайта лежит через основные машины поиска.
Для проведения качественной оптимизации надо понимать принципы работы поисковых систем и каталогов, что позволит выработать стратегию оптимального использования их возможностей. Основное отличие поисковых систем от каталогов состоит в том, что при индексировании страниц они используют спайдеров. Спайдеры (от англ. слова "spider" - паук) - это сложные многофункциональные программы, которые периодически делают "вылазки" в Сеть. Они находят новые или измененные страницы и индексируют их, т.е. вносят в базу данных, которая в последствии используется для формирования результатов поиска на запрос пользователя. Спайдер находит на сайте ссылки, которыми связаны страницы, и, "проползая" по ним (т.е. переходя), фиксирует соответствующие страницы в базе данных. При обращении пользователя к поисковой системе с соответствующим запросом из базы данных выбираются адреса релевантных страниц.
В каталогах релевантность сайта оценивают живые люди (модераторы), которые распределяют ресурсы по тематическим разделам, а также пресекают использование запрещенных методов оптимизации. При запросе пользователя поисковая машина каталога рассчитывает релевантность, так же как и машина поисковой системы, но уже с учетом оценок, присвоенных сайту модератором.
Многие компании мечтают видеть свой сайт на первых позициях в наиболее популярных поисковиках. Пятерка ресурсов, за высокий рейтинг в которых стоит побороться, такова:
- Yandex - 46.0%
- Rambler - 25.7%
- Google - 16.5%
- Search.Mail.ru - 4.6%
- Aport - 3.5%
Процентные показатели отражают статистику переходов с соответствующих ресурсов. Из них первые два являются абсолютными лидерами.
Оптимальным вариантом является регистрация в поисковых системах и каталогах уже оптимизированного сайта. Однако большинство владельцев ресурсов начинают осознавать важность оптимизации только тогда, когда полностью разочаруются в эффективности сайта как инструмента для увеличения прибыли. Т.о., если вы просто зарегистрировали свой сайт, не оптимизировав его, то считайте, что вы выполнили просто формальность и об активном притоке целевой аудитории можно забыть.
На рейтинг, выставленный поисковой системой вашему сайту, влияет множество факторов. Большинство из них поддаются оценке и управлению со стороны разработчика или промоутера ресурса при проведении оптимизации, которая включает:
- исследование и подбор ключевых слов/фраз, характерных для тематики сайта;
- коррекцию содержания страниц;
- оптимизацию мета-тегов;
- улучшение структуры страниц и сайта в целом.
Далее следует ручная регистрация в основных поисковых системах и каталогах, а также платная регистрация на некоторых ресурсах.
На оценку сайта поисковой системой влияют десятки различных факторов, начиная с имени домена и заканчивая качеством каналов связи. Перечислим основные, влияющие на релевантность HTML-документов:
- Теги Title, Keywords, Description.
- Наличие ключевых слов в тегах h1, h2, b, strong, alt и т.д.
- Тег Robots, файл robots.txt (или его отсутствие).
- Качество и объем текста на страницах.
- Соответствие тематики страницы заявленным ключевым словам.
- Организация внутренних ссылок.
- Количество и качество ссылающихся сайтов.
- Наличие ключевых слов во внешних ссылках на сайт и др.
К очень важным факторам, однако не поддающимся управлению со стороны оптимизатора, относят:
- Уровень конкуренции по выбранной тематике.
- Качество ресурсов по выбранной тематике.
- Востребованность выбранной тематики.
Довольно часто те, кто только что начал процесс оптимизации своих ресурсов, выполняют адаптацию под поисковые системы только самих страниц. Да, когда-то этого было вполне достаточно. Однако поисковые системы неустанно корректируют алгоритмы расчета релевантности, но не для того, чтобы усложнить труд оптимизаторов (им все равно придется разобраться с новыми правилами), а чтобы повысить качество поиска информации. В последнее время поисковики все большее внимание уделяют внешним факторам, например, качеству ссылок на страницу с авторитетных сайтов по данной тематике. Также учитывается объем информации, размещенной на сайте, структура страниц и сайта в целом. Увеличение конкурентоспособности проекта достигается в результате выделения и усиления главной темы и повышения ее релевантности.
Однако не стоит забывать, что оптимизация ресурса - это не самоцель, а средство достижения цели. Оптимизировав сайт, вы увеличите посещаемость сайта, что приведет к росту объема продаж, узнаваемости бренда компании, да и просто имиджевое воздействие сыграет в вашу пользу. Но не стоит забывать, что сайт должен развиваться гармонично, т.е. высоким позициям в результатах поиска должен соответствовать качественный дизайн, содержательный тематический контент, высокий уровень юзабилити сайта.
Оптимизация - это процесс, эффективность которого нельзя оценить сразу. Первые результаты появляются примерно через месяц - это среднее время, которое требуется поисковой системе для полной индексации сайта и внесения его в базу данных.
Не забывайте, что оптимизация для поисковиков - это только крупинка в продвижении вашего сайта. В дополнение к ней надо использовать и другие методы продвижения: баннерную рекламу, контекстную рекламу, публикации на сайте тематических статей, организацию конкурсов, партнерских программ, предоставление полезных сервисов и др.
Автор: Татьяна Зуенок
promo.webcom.by