Таль(от нидерл. talie)– это грузоподъемный механизм, предназначенный для подъема, удержания в поднятом состоянии и опускания груза в различных работах. При комплектовании кошкой таль можно эксплуатировать как в открытых, так и в закрытых помещениях. Таль может использоваться как самостоятельное грузоподъемное устройство, так и в качестве механизма подъема в мостовых кранах (кран-балках), подъемниках мачтовых, настенных консольных кранах и т.п. Привод тали ручной, электрический или пневматический. может применяться также и для перемещения груза по монорельсовому пути двутаврового профиля.
Конструкция тали электрической включает в себя редуктор (цилиндрический или планетарный), электродвигатель, барабан (в канатных талях) или звездочку (в цепных талях), тормоз и крюковую подвеску. Управление талью электрической осуществляется с пола при помощи кнопочного пульта или из кабины, перемещающейся вместе с талью.
В зависимости от используемого тягового элемента электрические тали могут быть канатными или цепными. В производят только канатные тали. Тали канатные и цепные бывают стационарными и передвижными.
Возможно изготовление талей в пыле-, влагозащищённом,взрывобезопасном исполнении, а также талей для работ в химически агрессивных средах.
Тали ручные можно разделить по принципу механизма подъема на тали ручные шестеренные и тали ручные червячные. В свою очередь, вышеперечисленные тали делятся на стационарные и передвижные, то есть таль ручная стационарная используется для подъема и опускания груза в стационарном положении, а с помощью тали ручной передвижной груз можно поднимать и перемещать на расстояние
Как правило, тали ручные используются, когда нет необходимости в высоких темпах работы, не требуется большая скорость подъема, а также в стесненных условиях. Принцип работы талей ручных очень прост. Подъем или опускание груза производится одним или несколькими рабочими, в зависимости от грузоподъемности тали, посредством приведения в движение тяговой цепи тали.
Работая с данной моделью тали, человек находится внизу и поднимает или опускает груз, перебирая вспомогательную цепь. Тяговое колесо через механизм тали сообщает вращательное движение шестерне и грузовой звездочке тали, в результате чего происходит «сматывание» или «наматывание» цепи тали. При огибании звездочки цепью получается значительное сопротивление от трения, уменьшающее КПД и вызывающее износ цепи и звездочки, поэтому цепь и звездочку тали рекомендуется регулярно смазывать.
Такие тали очень популярны в строительстве, автомастерских и судах. Гарантия производителя на тали составляет 24 мес. Механизм тали обладает высокой надёжностью.
Тали пневматические во многом сходны по применению с талями электрическими, но везде, где необходима высокая взрыво-пожаробезопасность, тали с приводом на сжатом воздухе вне конкуренции. В отличие от электрического привода пневмопривод на сжатом воздухе при работе не создает никаких искр. Тали с пневмоприводом также стойки к высокой влажности, пару, дыму, токопроводящей пыли, могут использоваться в широком диапазоне температур.
Подача воздуха к пневматической тали производится от компрессорных установок или от основных воздушных магистралей предприятий при помощи гибких шлангов.
Управление талью пневматической производится с пульта, изготовленного из пластика или металла и связанного с талью специальным шлангом или с помощью клапанов на пневматической тали, управляемых специальными шнурами или цепями.
Плюсы талей пневматических:
долговечность;
минимальные размеры;
небольшой вес;
простота конструкций;
плавность работы;
удобство и легкость управления;
легкий ремонт и простота обслуживания;
непрерывная работа с неограниченным количеством переключений;
специальные системы контроля перегрузки;
контроль скорости подъема и спуска специальными система управления;
возможность смазки механизма во время работы.
Минусы талей пневматических:
воздушные шланги, применяемые для питания тали во взрывоопасной зоне, должны иметь достаточно низкое поверхностное сопротивление, чтобы не допустить возникновение электростатической искры. В противном случае шланги должны иметь диаметр d30мм или нужно обеспечить, чтобы они не заряжались до опасного уровня.