Как известно, электронный билет, или E-ticket, - это современная технология, благодаря которой можно, не выходя из дома приобрести авиа и ж д билеты. Впервые эта технология появилась в США в 1996 году и вскоре стала одной из самых популярных форм приобретения билета на Западе. Сегодня эта технология пришла и в Россию и уже по достоинству оценена многими пользователями Интернет, не желающие ради покупки билета маяться в очередях.
Однако не все так хорошо, как хотелось бы. У "них" чтобы приобрести нужный билет можно просто позвонит о телефону, отправить письмо по e-mail или, выйдя на сайт и заполнив заявку, через непродолжительное время получить свой e-ticket на руки. У нас, несмотря на то, что почти 70% россиян, согласно недавнему опросу РИА "РосБизнесКонсалтинг", готовы воспользоваться подобной услугой, тенденция с продажей электронных билетов, отличается от общемировой и, к сожалению, отнюдь не в лучшую сторону.
Схема приобретения электронного билета в России внешне очень напоминает западную: выходим на сайт, ищем необходимый маршрут путешествия, выбираем поезд и место, производим оплату и распечатываем ту страницу, на которой указаны все необходимые данные билета, а главное – специальный штрихкод. Но если западному путешественнику затем, чтобы сесть в вагон, требуется только показать этот листок контролеру, чтобы он сверил необходимые данные на компьютере, то наш должен "бежать" в кассу, где ему поменяют электронный билет на привычный. Эта операция итак кажется довольно излишней, но в реальном исполнении она должна быть осуществлена за два часа до отравления поезда и, при этом, без всякой гарантии отсутствия очередей.
До сих пор наиболее активная продажа железнодорожных билетов с помощью Интернет велась на сайте "Российских железных дорог", но, буквально, в последние месяцы этот процесс приобрел заметно более значительную динамику. Так, с конца октября "Универсальная Финансовая Система" (УФС) в оплату приобретаемых пассажирами электронных железнодорожных билетов начала принимать уже довольно популярные в России Яндекс.Деньги. УФС работает через систему "Экспресс-3", принадлежащую Российским железным дорогам, при помощи которой кассиры могут забронировать билеты, а затем продать их в кассах железнодорожных вокзалов. Для того чтобы оплатить стоимость билетов пользователям Яндекс.Деньги достаточно найти на своей персональной странице соответствующую опцию и заполнить "окошко" платежного поручения. Единственное неудобство такой оплаты билетов, кроме того, что Яндекс.Деньги надо еще и иметь на своем счету, в том что система "не забывает" себя и "отстегивает" в свою пользу комиссионные, равные 150-200 рублям.
Совсем недавно появилось сообщение, что ОАО "ВымпелКом" ("Билайн") и ООО "Мобильные Дисконтные Системы" (МДC) запускают новый сервис. Теперь, используя платежные системы, абоненты "Билайн" смогут оплачивать электронные железнодорожные билеты при помощи SMS. Чтобы приобрести билет пользователю Билайн необходимо забронировать его на специальном сайте, а в качестве способа оплаты выбрать, имеющаяся на этом сайте опцию "Счет мобильного телефона" и указать номер своего мобильного телефона. Чтобы сумма заказа была списана со счета пассажира, он получает SMS-запрос на подтверждение платежа. Когда платеж подтверждается и указанная сумма списывается со счета абонента, ему на мобильный телефон приходит SMS с указанием кода железнодорожного билета. Имея на руках этот код, потенциальный пассажир может получить бумажный билет на стойке регистрации "Электронный билет" железнодорожного вокзала или в любой кассе Российских железных дорог.
Буквально несколько недель назад у российских пассажиров появилась возможность приобретать жд билеты через так называемые транзакционные терминалы самообслуживания, минуя железнодорожные кассы. Такая система позволяет значительно упростить всю процедуру оформления электронных билетов, хотя до повсеместного распространения ей еще довольно далеко.