В результате заказ сайта в профессиональной веб-студии позиционируется не как реализация насущной потребности бизнеса, а как предмет роскоши для богатых, у кого шоферы получают несколько тысяч USD. Что же, выходит, профессиональный сайт не по карману “фирмам средней руки”, у которых деньги счет любят?
Не думаю, что все так печально. Просто весьма точно подмеченным в статье недоразумениям дана несколько односторонняя оценка, делающая их недоразумениями наоборот. Попробуем восстановить нарушенный баланс. Итак, ответный ход “команды заказчиков”.
Хотя в веб-дизайне нет формальных методов составления сметы работ, как это принято, например, в строительстве, трудоемкость и стоимость большинства технологических операций вполне можно оценить. Неопределенность вносят в основном два фактора.
Первый - это, конечно, работа дизайнера, предлагающего художественное решение для оформления вашего сайта. Ее стоимость мало связана с трудоемкостью и зависит в основном от раскрученности той или иной дизайн-студии. Если вы “серьезный бизнесмен” (с шофером) и считаете, что сайт - это “только для тех, кто вправду крут”, тогда, понятное дело, чем дороже, тем лучше.
Второй источник неопределенности - это та самая возможность фирмы “прогибаться” под заказчика. К сожалению, в статье не сказано, в чем собственно, состоит этот прогиб, но нетрудно догадаться, что речь в основном идет об использовании готовых наработок веб-студии. Конечно студии выгоднее сделать совершенно новый дорогой проект, пополнив одновременно библиотеку своих наработок. Но если вы явно не можете это оплатить, под вас с готовностью прогнутся и постараются использовать имеющиеся готовые решения. Вот только станут ли это делать, зная, что у вас есть “лишние” деньги...
Вот почему я целиком и полностью поддерживаю рекомендацию Ольги Павловой - берите на переговоры своего веб-специалиста. Это очень важный момент. Его роль будет подобна роли адвоката: он быстро просчитает возможные последствия обсуждаемых решений, как в части цены, так и в части технологии работы, и его не собьют с толку технические термины.
Конечно, если студия стала под вас прогибаться, вам придется ответить взаимностью и до некоторой степени “пересмотреть собственные идеи”. Гораздо интереснее то, что пересматривать свои идеи придется в любом случае, ведь сотрудники веб-студии намерены делать не то, “чего вы хотите”, а то, “что вам нужно”. Получается своеобразная психотерапия. Конечно, если на переговорах меня убедили, что я в чем-то ошибаюсь, - это очень хорошо. А если нет?..
В том же ключе лежит и отказ студии предоставить подробный план разработки до подписания контракта (вспоминается старая байка о провинциале, заплатившем сто рублей за такси от Ленинградского до Казанского вокзала). В конце концов, если студия так боится, что, заполучив план, заказчик отправится искать клад самостоятельно, можно ведь предусмотреть поэтапную оплату работ.
Приведенные рекомендации ставят веб-студии в особое положение по сравнению с другими бизнесами. Не зря ведь рождаются аналогии с медицинской и адвокатской практикой. Главное отличие от “обычных” видов, бизнеса в том, что заказчик априори считается некомпетентным в предмете заказа, а значит, делать надо не что он хочет, а то, что “ему на самом деле нужно”. Причем, нет надежных критериев качества результата в целом - гарантируется только высокий профессионализм.
Возможно, такой имидж веб-студий позволяет им сейчас выжимать большие деньги из небольшого числа клиентов, но не в этом ли одна из причин малого объема самого рынка веб-дизайна?