Движение рунета в сторону «социализации» началось примерно через два года после появления таких проектов в западной части интернета.
Сегодня инвесторы уже сыты социальными сетями: как оказалось, их непросто монетизировать, т. е. научить зарабатывать, говорит управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Этот фонд объемом $60 млн, учрежденный Cisco Systems и UFG, предпочитает инвестировать в разработчиков продуктов и сервисов, в том числе для глобального рынка, говорит Галицкий. Еще одно направление для возможных инвестиций - компании, ориентирующиеся на использование интернет-технологий на рынке СНГ. Это компании, которые так или иначе поддерживают бизнес клиентов, повышают эффективность доставки тех или иных услуг, объясняет Галицкий. Пока, правда, никаких инвестиций фонд еще не вложил - он планирует сделать их до конца года.
Сейчас у венчурных инвесторов нет единого приоритета, а социальные сети - все еще актуальная тема, не согласен аналитик «Финама» Леонид Делицын.
Новые медиа и шопинг
Сам «Финам» инвестировал в этом году около $30 млн в британскую социальную сеть Badoo. Основатель Badoo - предприниматель Андрей Андреев, создавший популярный сервис знакомств Mamba.ru и в 2005 г. продавший его тому же «Финаму» за $20 млн (оценка экспертов).
Три венчурных фонда под управлением «Альянс Росно управление активами» профинансировали 12 проектов, связанных с новыми медиа, интернетом, ПО, системами безопасности, мобильными сервисами, новыми материалами и телекомом, рассказывает управляющий директор этих фондов Максим Шеховцов. В качестве примера недавних инвестиций он приводит компанию TVigle Media, которая производит профессиональные видеоролики для интернета. Также фонд инвестировал в производителя систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и сервисов «Мобильные инновации» и в Legos (разработчик систем безопасности и управления зданиями). К социальным сетям интерес действительно упал, подтверждает Шеховцов: инвесторам нужны более «реальные» бизнес-модели с понятной схемой монетизации, а в социальных сетях с этим серьезные проблемы.
Фонду Ратмира Тимашева и Андрея Баронова ABRT сейчас интересен рынок электронной коммерции (e-commerce), особенно новые бизнес-модели работы интернет-магазинов, рассказывает представитель ABRT Кирилл Данилюк. Причина - увеличение числа владельцев кредитных карт и пользователей интернета. ABRT совместно с люксембургским Mangrove Capital Partners недавно инвестировал в проект онлайн шопинг-клуба KupiVIP - это, по словам Данилюка, будет первый такой клуб в России. Его члены (платить за вступление в клуб не придется) смогут покупать со скидкой одежду мировых брендов. Идея проекта появилась во Франции, где в 2001 г. заработал похожий сервис vente-privee.com, рассказывает Данилюк; за семь лет членами этого клуба стали 5 млн человек, а оборот сервиса за 2008 г. составит 490 млн евро. Размер инвестиций в российский аналог французского проекта Данилюк не называет.
Инвестировать в большинство социальных сетей уже нецелесообразно, их пора монетизировать, уверен Данилюк. Помимо e-commerce ABRT и Mangrove интересно инвестировать в управление проектами, социальные сервисы для детей, мобильные устройства.
Фонд Ru-Net-2 с 2007 г. успел инвестировать в 12 проектов, в основном российских, рассказал управляющий партнер Ru-Net Ltd. Дмитрий Алимов. Главная сфера его интересов - интернет и медийные проекты; условие - они должны работать «на растущем рынке» и иметь «понятную и потенциально успешную бизнес-модель». Одна из последних инвестиций - в компанию Mobile Direct, которая разработала, в частности, технологию размещения рекламы на сайтах, доступных с мобильных устройств. Еще Ru-Net-2 интересны «путешествия онлайн», рассказывает Алимов; в России такой бизнес пока не развит, поэтому фонд инвестировал в американскую Nexgen Travel Distribution (операции в Западной Европе и на Среднем Востоке). Также Ru-Net-2 стал совладельцем российского агентства контекстной рекламы iContext, которое создало систему автоматического размещения контекстной рекламы в системах Google AdWords, «Яндекс.Директ» и «Бегун».
Похожую систему разработала компания «Блондинка.ру», принадлежащая компании «Ашманов и партнеры». В начале года контрольный пакет «Блондинка.ру» приобрело рекламное агентство IMHO VI («дочка» «Видео интернешнл»).
IT вне конкуренции
По словам Шеховцова из фонда, управляемого «Альянс Росно - управление активами», большинство инвестиций в российские хайтек-компании связаны с IT (программное и аппаратное обеспечение, системная интеграция, медиа, телекоммуникации, мобильные сервисы и сети и т. п.). «Сектор IT гораздо быстрее, чем, скажем, нано- или биотехнологии, позволяет инвестору дождаться результатов вложений», - объясняет он. Продать венчурные компании, занимающиеся биотехнологиями, в России гораздо сложнее, и так будет еще не менее 3-4 лет, уверен Шеховцов. Тем же объясняется и отсутствие бума инвестиций в нанотехнологии, предполагает он. Госкорпорация «Роснано», созданная в 2007 г. для соинвестирования в проекты, касающиеся нанотехнологий, пока решила профинансировать лишь два проекта.
Кроме того, 6 млн евро в этом году получила от фонда S-Group совладельца «Северстали» Алексея Мордашова немецкая Innolume, созданная выпускниками ФТИ им. Иоффе в Петербурге и производящая лазерные диоды и модули.
Инвестиции удается привлекать и телекоммуникационным компаниям, внедряющим модную технологию беспроводного доступа в интернет WiMax. Весной фонд Icon Private Equity вместе с Goldman Sachs и пулом частных инвесторов инвестировал $100 млн в итальянскую AriaDSL, за три месяца до того получившую лицензию на оказание услуг WiMax (3,5 ГГц) по всей Италии. Рынок WiMax находится на ранней стадии развития, тем и интересен для инвесторов, объясняет управляющий партнер Icon Private Equity Кирилл Дмитриев. По его словам, Icon Private Equity в ближайшее время закроет сделки по покупке операторов WiMax в России и на Украине.
Самый загадочный WiMax-проект этого года - компания «Скартел», объявившая о запуске в тестовую эксплуатацию мобильной сети WiMax под брендом Yota. Эту сеть «Скартел» запустила тоже на средства инвесторов - $300 млн от фонда Telconet Capital Limited Partnership.
Перспективные банкроты
Финансовый кризис притормозит инвестиционную активность в России, затронет он и венчурные инвестиции, считают все собеседники «Ведомостей». Шеховцов уверен, что, например, рынок IPO «умрет» на 2-5 лет. Выходить из проектов в нынешних условиях невыгодно, указывает он; капитал мигрирует в сектор прямых инвестиций. С другой стороны, в условиях минимальной ликвидности на рынке венчурные фонды и фонды прямых инвестиций, сумевшие аккумулировать свободные средства, получили редкую возможность инвестировать в существенно подешевевшие компании, замечает Шеховцов.
Финансовый кризис - основная надежда венчурного инвестора, вторит ему Делицын из «Финама». Еще летом редкий стартап оценивал себя дешевле $1 млн, а скоро и $500 000 станет хорошей ценой, полагает он. «Финам» обещает присматриваться к «перспективным банкротам» - компаниям, испытывающим финансовые сложности, но с доказавшими состоятельность разработками.
Галицкий из Almaz Capital Partners также ожидает, что в связи с финансовым кризисом проекты начнут дешеветь. Пока, правда, этого не происходит, поэтому многие инвесторы подождут 3-4 месяца, говорит он. В связи с кризисом инвестиции будут более выборочными, а оценки проектов придут в соответствие с суровой реальностью рынка, резюмирует Алимов из Ru-Net Ltd.
Анастасия Голицына
Ведомости
www.advertology.ru