Школьная программа по информатике не рассчитана
на погружение учащихся в образовательную среду
© school7.sbor.net
Аудитория есть, контента нет
Исследование ФОМ выявило и другие проблемы при общении подростковой аудитории с Интернетом. Как оказалось, три четверти представителей подростковой месячной аудитории Интернета (74%) посещают развлекательные сайты, причем ровно половина проводит на них больше всего времени. Чаще всего в Интернет подростки заходят ради поиска информации (71%), скачивания и прослушивания музыки (67%), скачивания разного рода программ (55%), пользования электронной почтой (49%), скачивания и просмотра фильмов и видеороликов (43%), обмена мгновенными сообщениями (38%), онлайн-игр (38%) и общения в блогах, форумах и социальных сетях (36%). Каждый десятый подросток имел опыт покупки через Интернет, а 9% пользовались услугой "голос через Интернет".
Судя по всему, больше подросткам в Интернете делать нечего: эта аудитория бизнес-сообщество пока не интересует. "У меня нет ощущения, что для подростков от 14 до 17 лет нужно создавать какие-то особенные сайты и сервисы. По большей части, их интересы вполне "покрываются" уже имеющимися проектами, на которых одновременно существуют представители и других возрастных категорий", - считает вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.ru Анна Артамонова. С ней солидарен и владелец сайта LiveInternet.ru Герман Клименко. По его словам, проблемы юной аудитории в Рунете преувеличены.
Пока в Рунете с трудом можно найти десяток сайтов для подростков, при этом большинство из них сделано непрофессионалами. Характерный пример - "Форум для подростков" www.vrode.ru. Этот сайт не стесняется предлагать юным пользователям сайты с недетским содержанием. Сейчас на сайте зарегистрировано более трех тысяч пользователей.
При этом, согласно статистике LiveInternet, около 14% аудитории сайтов "Одноклассники" и Liveinternet.ru составляют пользователи в возрасте до 20 лет. По данным компании Mail.ru, доля пользователей 12-17 лет составляет 12,1% от общей аудитории сайта. Похоже, пока игроки интернет-рынка с трудом представляют себе "монетизацию" подобной аудтории, а потому не готовы инвестировать в создание специализированных ресурсов.
Парадокс: несмотря на отсутствие контента, подростки страдают от интернет-зависимости. По данным ФОМ, 7% подростков из числа месячной аудитории проводят в сети не менее шести часов по будням, а 12% – по выходным. От числа всех российских подростков это составляет 4,0 и 6,8% соответственно, а от числа всех московских – 18% и 26% соответственно.
По мнению психотерапевта центра "Образование в развитии" Татьяны Мухи, упомянутый факт свидетельствует о зависимости подростка от виртуальной реальности. "В большинстве случаев это является симптомом других проблем в жизни ребенка", - уверена г-жа Муха. Она советует возвращать подростков к реальности, пока страсть к компьютеру еще не переросла в зависимость.
Вместо букваря
Впрочем, почти каждый пятый подросток (24,5%) не проявляет интереса к Интернету. Три четверти опрошенных объяснили это объективными трудностями: нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении. Около трети – тем, что просто не умеют, не хотят или не ощущают потребности.
В этом нет ничего удивительно: школьная программа по информатике не рассчитана на погружение учащихся в образовательную среду. Вряд ли стандартная программа способна заинтересовать школьника. "В нашей школе в раздел изучения Интернета входят общие сведения о безопасной работе в сети, навыки серфинга и поиска, настройка браузера в Internet Explorer. В качестве факультатива ученикам предлагалось изучить принципы работы с HTML-кодом", - рассказывает бывший учитель информатики и математики гимназии № 1579 г. Москвы Семен Харитонов. Кроме того, в провинциальных учебных заведениях низкая скорость передачи данных не позволяет за 40-45 минут урока даже проверить собственную почту.
Судя по статистике LiveInternet, подростки самостоятельно постигают интернет-грамоту и прекрасно понимают, что всемирная паутина является не только источником развлечений и общения, но и неплохим помощником в учебе. Аудитория до 20 лет на сайте "Реферат.ру" - около 43%.
Минувшей осенью компании Fujitsu Siemens Computers и Initiative D 21 объявили о результатах исследования "Образование по Интернету". Опрос проводился в Германии. Главный вывод таков: учащиеся, которые пользовались дополнительными обучающими программами, показали хорошие результаты по математике - 67% (против 55% тех, кто не использовал компьютер), по немецкому языку - 69% (против 53%), 42% – по иностранным языкам (против 35%).
Кроме того, онлайн-игры позволяют школьникам изучать английский язык, поскольку для общения и в инструкциях к таким играм в большинстве своем используется именно английский язык.
То, что Интернет может быть образовательной, а не только игровой средой – ясно и без исследований ФОМ. Вряд ли в России найдется школа, директору которой незнакомо словосочетание "информационно-образовательная среда". В рамках проекта "Образование" оно стало чуть ли не нарицательным. Однако реальность сильно отличается от нарисованной властями картинки: кроме материально-технической базы, которая, несмотря на упомянутый проект, есть далеко не во всех российских школах, не хватает главного. Преподавателей, компетенции которых способны заинтересовать детей и поднять уровень качества их знаний с помощью Интернета именно как образовательной среды.
http://itoday.ru