А теперь представим себе, что эта «закрытая» зона не форум или блок какой-нибудь, а специальный сайт для автоматизации ежедневной деятельности туристической компании. Представили?
Вот о таком гипотетическом проекте я и хочу порассуждать в этой статье.
Цель нашего с вами исследования – постараться понять, есть ли место такому программному обеспечению, и сравнить его с типовыми программами для автоматизации внутриофисной деятельности в туристическом агентстве.
Для того чтобы понять, можно ли с помощью «умного сайта» автоматизировать свою деятельность, давайте кратко опишем те задачи, которые надо автоматизировать.
Задачи для автоматизации
Вот список задач (наверняка неполный), который мне видится основным в обеспечении работы туристического агентства:
– учет клиентов (внесение данных о клиентах в некую базу, позволяющую производить поиск, редактирование и т.п.);
– учет услуг, заказываемых клиентами, с калькуляцией стоимости;
– учет взаиморасчетов с клиентами и поставщиками;
– учет выполнения заказа (получение подтверждения от поставщика, выдача документов и т.п.);
– подготовка и распечатка различных документов;
– учет эффективности рекламы;
– возможность удобного экспорта информации в бухгалтерские программы (например, «1С:Предприятие»).
Если агентства специализируются на продаже билетов, тут возникает еще целый ряд задач по учету бланков строгой отчетности, дополнительные бухгалтерские отчеты и т.п.
Кроме основных целевых задач есть еще ряд задач сервисных:
– обеспечение разграничения доступа к информации для разных категорий сотрудников или партнеров, клиентов;
– резервное копирование информации и возможность восстановления из резервных копий информации в случае аварии.
Достоинства и недостатки использования web-приложения как средства автоматизации
Ну, так что же? Может наше гипотетическое web-приложение решить поставленные задачи?
С уверенностью заявляю, что да. Более того, современные технологии программирования постоянно развиваются именно в этом направлении, давая программистам все новые и новые инструменты по разработке именно web-ориентированных приложений. Типичный вариант реализации: ASP.NET приложение, в качестве базы данных – Microsoft SQL-сервер.
С точки зрения хостинга порядка 20 процентов сайтов в мире сейчас работают на базе web-серверов от Microsoft (и этот процент увеличивается), то есть я хочу сказать, что найти провайдера, у которого можно разместить такое приложение (в том числе и в России), не составляет труда.
С точки зрения хранения информации и доступа к ней важным элементом является наличие сервера базы данных. Так вот, в обычных настольных приложениях для туристических агентств чаще всего сервер базы данных не используется, а используется файловая модель хранения данных (например, в файлах Microsoft Access или DBF). Напротив, с большой долей вероятности, используя web-приложение, данные вы будете хранить в специальном SQL-сервере (так удобнее провайдерам). То есть надежность хранения данных у типичного web-приложения будет выше, чем у настольного приложения. Отсюда вытекает еще ряд достоинств использования web-приложения (из области сервисных задач): реализация разграничения доступа и резервного хранения информации обычно решена изначально в рамках типовых решений провайдера. Причем эти решения отработаны и оттестированы на многочисленных пользователях, что повышает степень доверия к ним и их надежность.
Итак, хранить информацию в web-приложении есть где (причем даже более надежным способом, чем это делают типовые настольные приложения). Давайте поразмышляем, как обстоят дела с выводом информации и удобством работы с ней.
Работа с web-приложением осуществляется с помощью программы-браузера (самым распространенным браузером на сегодняшний день является Microsoft Explorer). Вывод информации в браузере осуществляется с помощью специального языка разметки (HTML). Не вдаваясь в подробности, констатирую факт: ограничения, накладываемые браузером на web-приложение, не позволяют организовать выдачу информации столь же богатым способом, как в настольном приложении. Но это теория. На практике же мы с вами понимаем, что для вывода информации для работы необходим довольно небольшой круг элементов интерфейса (вывод текстовых меток, текстовые поля для ввода/редактирования информации, списки, кнопки). Все это отлично реализовано и в web-приложении. Другой момент: типовой сценарий работы web-приложения такой – вы что-то меняете на странице, нажимаете кнопку, запрос отправляется к web-серверу, затем вы получаете обновленную страницу с результатами. Даже если это происходит быстро по времени, то, с точки зрения пользователя, существует неудобство, выраженное во временной потере точки внимании. То есть вы смотрите на какой-нибудь список, из которого вам нужно удалить, например, какой-то элемент. Вы нашли его, нажали кнопку «удалить», страница перезагрузилась, и вам опять глазами нужно найти этот список, в списке то место, где был элемент, и проверить, что он удален. В настольном же приложении таких «дерганий» не происходит. Опять же это в теории. На практике сейчас активно развивается (и пропагандируется, считайте эту статью тоже пропагандой) технология AJAX (это аббревиатура от Asynchronous JavaScript And XML – асинхронный JavaScript плюс XML). Основная особенность при применении данной технологии для пользователя такова – он не замечает, в какие моменты приложение обращается к серверу, это происходит как бы в фоновом режиме. Подробнее об этом можете прочитать тут: (http://en.wikipedia.org/wiki/AJAX) или по-русски тут: (http://www.webplanet.ru/news/internet/2005/5/3/ajax.html)
Более тонким, как мне кажется, местом web-приложения является печать документов. Существующие генераторы отчетов для настольных приложений настолько наловчились, что им не составляет труда с точностью до миллиметра впечатать слово в типовой бланк. При печати же из браузера html-файла появляются дополнительные требования по его специальной настройке, наличию нужных шрифтов на компьютере пользователя и прочее. Но опять же это если подходить к делу, как говорится, «в лоб». Если же немного усложнить web-приложение, можно заставить его генерировать, например, RTF или PDF – файлы для печати. А у этих форматов с позиционированием (в отличие от HTML) все намного лучше (правда, сам процесс генерации, открытия такого файла занимает гораздо больше времени, чем открытие аналогичной html-страницы).
Другое слабое место web-приложений проявляется, если возникает необходимость его интеграции с другим программным обеспечением на компьютере пользователя. Опять же тут можно сделать оговорки. Во-первых, необходимость такой интеграции для приложения по автоматизации турагентства далеко не всегда очевидна, во-вторых, при большой необходимости такую интеграцию обеспечить все же можно: для этого пользователь должен всего лишь разрешить загрузку с сайта приложения специального ActiveX-элемента, отвечающего за интеграцию. Правда, скажем честно, не любят этого пользователи (исходя из понятий безопасности собственной системы, ведь такой ActiveX-элемент может получить доступ ко всем ресурсам компьютера).
Чтобы было понятнее, о чем я говорю, вот конкретный пример. Нам нужно данные об оплате заказов посылать в бухгалтерскую программу. Это можно сделать разными способами, например, писать информацию непосредственно в файлы базы данных бухгалтерской программы (разработчики 1С, к слову, категорически не советуют поступать таким образом). Если вы решили поступать так, то для web-приложения действительно потребуется специальный ActiveX-элемент, который будет этим заниматься на вашем компьютере. Но есть же и другой способ: web-приложение формирует файл экспорта, понятный для бухгалтерской программы, вы его скачиваете и «скармливаете» стандартному модулю импорта бухгалтерской программы. Это решение лучше: и без ActiveX можно обойтись, и с бухгалтерской программой работаете стандартным способом.
Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что программа, созданная как web-приложение, по функционалу может быть как минимум не хуже настольного приложения.
Не хуже? А может быть, лучше? Давайте порассуждаем, дает ли web-приложение какие-либо преимущества по сравнению с настольным приложением.
Первое, что бросается в глаза, – это простота установки программы (точнее полное ее отсутствие): вам не нужно ничего устанавливать на свой компьютер, достаточно знать логин и пароль, иметь программу-браузер (считаем, что сегодня она есть на каждом компьютере) и доступ в интернет. Отсюда же дополнительные преимущества: вы можете пользоваться программой из любой точки, где есть интернет, и даже в дороге, если у вас есть карманный компьютер, позволяющий выйти в интернет. Думаю, несложно придумать ситуации, когда такие «мелочи» могут быть очень важны. К примеру, ключевой сотрудник заболел, и встает дилемма: или потерять «сладкий» заказ от постоянных клиентов, или же этот сотрудник справится с этим заказом из дома (с домашнего компьютера). Впрочем, при желании программу можно сконфигурировать так, что допускаться к ней будут только сотрудники, работающие в офисе (для этого достаточно поставить проверку по IP-адресу).
Учитывая тот фактор, что программа постоянно работает в интернет-среде, другим преимуществом может быть легкость ее интеграции с сайтом туристической компании. Можно организовать приложения так, что заказы, создаваемые на сайте турагентства, будут автоматом попадать в наше приложение.
Опять же смотрите: с каждым годом все больше платежей осуществляется по кредитным картам, вариант с использованием web-приложения для автоматизации позволит органически интегрировать в программу платежные системы (не только по кредиткам, но и за виртуальные деньги, например, WebMoney, Яндекс.Деньги и т.п.) с моментальным подтверждением факта оплаты.
Еще одну роль может взять на себя web-приложение: предоставление дополнительного сервиса по отчетности для клиентов и для партнеров. Так, можно создать специальные учетные записи для клиентов, выдавать клиентам логины и пароли и позволять им просматривать информацию по их заказу, а впрочем, не только просматривать, но и фиксировать всю переписку с клиентом: что и когда заказано, когда клиент должен получить билеты и другую нужную информацию. Для партнеров удобно вести учет взаиморасчетов. Если все платежи и документы по ним зафиксированы в приложении, то в случае разногласий обе стороны могут проверить выписки в рамках данного приложения и найти ошибку. Это очень удобно для бухгалтеров.
Важным моментом является поддержка программного обеспечения производителем. В этом плане web-приложение тоже выглядит в более выгодном свете. Во-первых, программа устанавливается не на каждом компьютере пользователя, а одна на весь офис (или может быть одна на всю сеть турагентств), и если разработчик нашел ошибку и исправил, то исправление моментально действует на всех пользователей. Во-вторых, учитывая то, что программа находится в интернете, легко организовать автоматическое обновление. Разработчику достаточно выпустить новую версию программы и выложить ее на специальный сервер, к которому ежедневно каждая программа посылает специальный сервисный запрос «не появилось ли новое обновление?». И в случае если такое появилось, может автоматически закачать его к себе и «самообновиться». Удобно, правда?
Удобство для разработчиков
Хорошо ли такое решение для разработчиков? И да, и нет. С точки зрения программирования web-приложение все же немного сложнее настольного, а значит, более дорогое в разработке. Но в длительной перспективе выгода, которую получает разработчик за счет более удобного обслуживания и поддержки, позволяет, в общем, снизить издержки. Кроме того, использование web-приложения позволяет более надежным образом организовать предоставление программного обеспечения «в аренду», то есть не продавать программу, а ежемесячно получать небольшую арендную плату, что удобно для турагентств (не надо сразу замораживать деньги) и, опять же в долгосрочной перспективе, экономически выгодно разработчику.
А если у турагентства нет доступа к интернету?
Вы это серьезно? Тогда эта статья не для вас.
Сергей Аримов, генеральный директор «Аримсофт»