В 2007 году в мире инвестиции в инновационные проекты выросли на 25% по сравнению с предыдущим годом, в то время как за предшествующие четыре года подобные вложения ежегодно росли на 200%. В России же этот рынок на подъеме. Если в 2006 году объем инвестиций составил 25–30 млн долларов, то в 2007 году он вырос до 60–75 млн долларов. В нашей стране в стартапы вкладываются Фонд ABRT и люксембургский Mangrove Capital Partners, а также инвестфонд учрежденный Мининформсвязи.
Пожалуй, самым известным и успешным стартапом Интернета стал видеосервис YouTube. Венчурный фонд Sequoia в 2005 году вложил в него 11,5 млн долларов, а в качестве вознаграждения получил 442,3 млн после того, как этот 20-месячный проект был продан Google за 1,65 млрд долларов. Другой успешный проект – социальная сеть Facebook – сделал своего создателя Марка Цукерберга самым молодым в мире миллиардером. Вложенные в него 500 тысяч долларов превратились в 15 млрд.
В России подобные начинания пока не могут похвастаться аналогичными историями успеха. В нашей стране инвесторы пока относятся к интернет-инновациям настороженно, вкладывая прежде всего в проекты, связанные с электронной коммерцией и социальными сетями. Среди последних самыми известными стали Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru. Тем временем в нашей стране наблюдается очевидный рост числа стартапов и их популярности среди венчурных инвесторов, уверены эксперты. Неслучайно на крупнейшем российском интернет-форуме РИФ-2008 в апреле была устроена ярмарка подобных проектов, а летом пройдет специальная конференция iCamp 2008, которая будет полностью посвящена инновациям в Интернете.
Бум инноваций в глобальной сети начался во многом благодаря появлению Web 2.0-технологии, когда IT-проекты стало делать просто и дешево. "Планка входа на рынок опустилась, и поэтому многие на этот рынок бросились в надежде распила все растущих бюджетов кампаний на интернет-рекламу", – сказал замдиректора Центра интернет-политики МГИМО (У) МИД России Ростислав Выглежанин. Однако многие из "инновационных" проектов рунета – банально перенесенные на отечественную почву иностранные сервисы – "клоны", зачастую даже плохо адаптированные под русскоязычного пользователя.
"Проблема в том, что российский Интернет не генерирует абсолютно новых идей, а скорее идет вслед за западными разработчиками, повторяет на российской почве их идеи", – сказал г-н Вылежагин. По мнению эксперта, неудивительно, что многие новинки отмирают также быстро, как и рождаются.
Эксперты говорят, что хороших проектов на рынке существенно меньше, чем инвесторов. Впрочем, по их мнению, в скором времени инвестировать в них начнет государство, а значит, у инноваций рунета просматриваются радужные перспективы. "Ведь стартап подразумевает под собой инновационные технологии, а инновации – одно из четырех "и" нового президента Дмитрия Медведева, – сказал эксперт-аналитик Фонда эффективной политики Тимофей Шевяков. – Так что с большой долей вероятности нас в ближайшие четыре года ждет бум инновационных государственно-ориентированных проектов".
RBK