1. Проектирование для пользователей
Важнейшим условием хорошей работы проектировщика сайта является абсолютное желание угодить пользователям, для которых и делается сайт. При этом любые технологии, которые планируется применить при создании сайта, должны приниматься с учетом упрощения работы пользователей.
2. Ориентация на широкий круг пользователей
Цель любого бизнеса - зарабатывание денег. Цель любого сайта - работать на целевую аудиторию. Сайт должен отвечать потребностям максимального количества пользователей. Он должен быть доступен и удобен, информативен и функционален для всех, кто им постоянно пользуется или вполне может быть использован в ближайшем будущем.
3. Поддержка пользователей
Для нормального функционирования сайта необходима обратная связь с пользователями. Так же, как и в обычном офисе: посетители должны иметь возможность не только получить достаточно информации со страниц сайта (в офисе для этого используются стенды и рекламные проспекты), но и связаться напрямую с сотрудниками компании по интересующим вопросам.
Чем более доступны и удобны функциональные способы взаимоотношений сотрудников компании и клиентов, тем более эффективным становится использование сайта в работе компании.
Пользователям должно быть достаточно комфортно на сайте. Для этого необходимо внедрять различные средства информационной поддержки пользователей: публиковать на сайте справочные материалы по работе с относительно сложными процессами, публиковать ответы на часто задаваемые вопросы и др.
4. Применение проверенных временем методов
Прежде всего это касается технологий. И вот почему. Для того чтобы «угодить» как можно большему количеству пользователей, интернет-разработчикам приходится ориентироваться на самые распространенные технологии. Любое нововведение в Интернет должно пройти достаточно жесткое тестирование на пригодность для большинства пользователей. В противном случае сайт, использующий «эксклюзивные» технологии, может оказаться малопосещаемым.
5. Коллективная работа
Еще совсем недавно считалось, что разработкой и сопровождением сайта может заниматься один человек. Называли такого человека веб-мастер. Он должен был совмещать множество функций.
Вот некоторые из них: системный администратор, администратор баз данных, программист, дизайнер, HTML-кодер (верстальщик), журналист, маркетолог, менеджер веб-проекта и многое другое.
Однако при правильном планировании сайта необходимо понимать, что вряд ли найдется человек, который способен одинаково хорошо выполнять все эти функции. Понятно, что в чем-то он обязательно окажется профаном.
А выход очень прост. Вместе с внедрением сайта следует создать новые бизнес-процессы, в которых сайт был бы инструментом работы. Например, подумать о том, кто мог бы готовить и публиковать новости и пресс-релизы, а равно и общаться через сайт с представителями СМИ и общественностью, кто мог бы взять на себя обязанности обрабатывать поступающие через сайт заказы на услуги и продукты, консультировать потенциальных покупателей, следить за аккуратной публикацией прайс-листов, кто смог бы продумать и осуществить комплексную рекламную компанию для сайта и т.д.
В результате окажется, что добрая половина коллектива компании будет так или иначе вносить свою лепту в ежедневное поддержание сайта, а сайт станет удобным и нужным инструментом в определенных бизнес-процессах.
6. Отсутствие излишеств
К сожалению, Интернет - не та среда, в которой можно закрывать глаза на излишества. Слабые каналы связи, высокая стоимость доступа, обилие конкурентной информации, сложность ориентации в огромном количестве информации, трудность чтения текста с экрана монитора - вот некоторые из проблем, с которыми постоянно сталкиваются пользователи Интернета. При проектировании сайта необходимо их учитывать.
Список наиболее часто встречаемых излишеств, от которых стоит отказаться ради удобства пользователей, таков:
• Сложные, трудно запоминаемые названия сайтов.
• Использование нестандартных технологий на стороне клиента, избыточная нагрузка на клиента (в данном контексте «клиент» - это браузер, которым пользуются посетители сайта).
• Излишнее использование графики и анимации.
• Перегруз страниц информацией.
• Излишнее количество пунктов в меню (более 6-8).
• Слишком много «воды» в статьях. Статьи плохо структурированы.
• Использование на сайте излишних промежуточных страниц, не несущих существенной информационной нагрузки.
• Нерациональное использование верхней части страниц (много пустого пространства или несущественной информации).