В первую очередь необходимо определить главное меню сайта и меню сервисов.
В главное меню сайта включаются ссылки на главную страницу (main page, home page) и основные информационные разделы сайта. Т.е. такие разделы, которые относятся к информационному наполнению сайта. Количество таких разделов должно быть от трех до шести, иначе навигация по сайту будет затруднена. Если у вас имеется большее количество информационных разделов, то объедините схожие по тематике или по группам пользователей разделы в один. Например, новости, пресс-релизы и информацию для представителей СМИ можно объединить в раздел «Пресс-центр». Основной упор при составлении главного меню нужно делать на удобство для различных категорий пользователей: для тех, кому нужна тематически различная информация (например, клиенты и партнеры); для тех, кому нужна информация различного уровня сложности (начинающие и эксперты); а также для тех, кто посещает сайт впервые и для постоянных посетителей.
В меню сервисов включаются разделы, которые не относятся к информационному наполнению сайта, а являются вспомогательными сервисами. Например, поиск по сайту, карта сайта, контактные данные по общим вопросам, форма для обратной связи по общим вопросам и другое. Такие сервисы всегда должны находиться «под рукой» у любого посетителя и на любой странице сайта.
При разработке небольших сайтов имеет смысл визуально объединить главное меню и меню сервисов, но в крупных сайтах эти меню должны визуально различаться.
После определения главного меню и меню сервисов имеет смысл начать разбор внутренней структуры и навигации разделов сайта.
Как известно, существует 4 типа веб-навигации:
1. Плоская - все страницы имеют общий набор ссылок. При этом с одной страницы можно попасть на любую другую. Применяется при построении верхнего уровня страниц сайта или крупных разделов сайта.
2. Последовательная - каждая страница имеет ссылки только на следующую и предыдущую страницы. В основном применяется в многостраничных публикациях, где требуется просматривать страницы последовательно, или при последовательном заполнении форм.
3. Иерархическая - все последующие страницы ссылаются только на родительскую, но не пересекаются одна с другой. Используется в электронных каталогах, при построении сложных меню.
4. Смешанная - сочетает в различных вариантах предыдущие три типа навигации.
Используя все эти типы навигации, нужно помнить о том, что желательным максимальным уровнем вложенности для навигации по сайту являются 4-5 уровней. Это значит, что в идеале посетитель должен увидеть любую страницу сайта всего за 3-4 щелчка мышью.
При построении структуры разделов сайта необходимо обращать внимание на ее прозрачность для понимания. Для этого достаточно показать структуру нескольким неспециалистам и попросить их дать свои рекомендации по совершенствованию структуры.
После того как первый вариант навигационной модели сайта будет построен, подвергните ее проверке по приведенному ниже тесту:
Проверка навигации сайта
• Какая информация имеется для создания сайта, и какая информация нужна
пользователям?
• Как будет организована обратная связь с посетителями сайта?
• Какие возможности имеются для повышения посещаемости сайта?
• Как часто будут обновляться отдельные разделы сайта? Какими средствами
будет обновляться сайт?
• Будет ли сайт удобен для каждой из целевых (тематических) групп пользовате-
лей?
• Будет ли сайт удобен для тех, кто заходит на него в первый раз? А для тех, кто
заходит на него в двадцатый раз?
• Будет ли сайт удобен для людей с различным уровнем подготовки? (если нуж-
но)
• Будет ли сайт удобен для людей из разных регионов, стран? (если нужно)
Ответы на первые четыре вопроса, возможно, приведут к коррекции ранее созданной информационной структуры сайта. Последующие четыре вопроса помогут проверить навигационную структуру.
Алексей Крахмалев