В 1985 г. при создании сети NSFNET (the National Science Foundation NETwork) под эгидой Национального научного фонда США (National Science Foundation, NSF) фонд поставил принципиально новую задачу, чтобы каждый ученый, каждый инженер в США оказались «подключены» к единой сети и могли взаимодействовать не только с удаленными суперкомпьютерами, но и друг с другом. Это была первая инициатива, направленная на то, чтобы обеспечить широчайшему спектру научных организаций качественное и надежное соединение с Интернетом, и сеть NSFNET получила название Internet backbone (слово «backbone» означает «хребет», но в области телекоммуникаций наиболее распространенным вариантом перевода этого термина является словосочетание «опорная сеть»).
В 1991г. WWW стал сервисом Интернет, а 6 августа в Интернет был установлен первый сайт.
Сразу же в ответ на это Джерри Мюррей из IDC (Gerry Murray, "The Portal is the Desktop", January 1999) значительно расширил понятие корпоративного портала. Он считает, что «порталы, которые концентрируются лишь на работе с контентом, не отвечают нуждам корпоративного рынка. Корпоративные порталы должны подключать нас не только ко всей необходимой информации, но и ко всем нужным нам людям, и предоставлять инструменты, необходимые для поддержки совместной работы». По данному определению корпоративный портал это не только предоставление информации, но и поддержка совместной работы, автоматизация бизнес-процессов.
Существует еще много других определений корпоративного портала и, соответственно, различные классификации корпоративных порталов.
Отметим два вида классификации.
1. По функциям.
EEP - (Enterprise Expertise Portals) – Корпоративный экспертный портал, обеспечивающие подключение к (связь между) пользователями на основе их знаний (способностей). Не всегда портал содержит нужную пользователю информацию, однако, в случае ее отсутствия, он может подключить пользователя к нужным специалистам и экспертам, которые могут поделиться необходимой информацией, дать экспертные оценки по интересующим вопросам.
EAP (Enterprise Application Portal) - Корпоративный портал приложений. Портал, который предоставляет пользователям различные приложения и сервисы компании, подключает их к корпоративным информационным системам.
ECP (Enterprise Collaboration Portal) - Корпоративный портал совместной работы. Портал, предоставляющий информацию, сервисы и обеспечивающий совместную работу группы сотрудников над какой-либо задачей, проектом.
EKP (Enterprise Knowledge Portal) - Корпоративный портал управления знаниями. Интегрированный портал, охватывающий все перечисленные выше, предназначенный для обеспечения коллективной работы (автоматизация бизнес-процессов) с максимальным информационным обеспечением и аккумулированием корпоративной информации.
2. По назначению.
Системы электронной коммерции, в которых в качестве продавца выступает юридическое лицо (предприятие, организация), а покупателя - физическое лицо. Типичный пример - Интернет-магазин.
B2B (Business-to-Business)
Системы электронной коммерции, в которых в качестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации). Такие системы обычно используются для организации снабжения и реализации продукции.
B2E (Business-to-Employee)
Внутрикорпоративная система, по организации работы персонала компании, отдельных структур и подразделений. По сути, порталы B2E являются системами автоматизации управления и берут на себя некоторые функции Корпоративных информационных систем (КИС). Как правило, такие системы функционируют во внутрикорпоративной сети - Интранет. При этом Интранет может использовать защищенные каналы в Интернет. В такие системы возможен также защищенный доступ из Интернет.
Корпоративные порталы B2C, B2B, B2E включают в себя корпоративные порталы EAP, EIP, EKP, однако на базе последних можно строить и другие самые различные системы.