Описание работы информационного портала.
Процесс работы информационного портала можно разделить на несколько фаз:
- В портал из различных источников поступает информация.
- Портал производит первичное распознание информации и предоставляет ей доступ.
- При использовании систем управления знанием формируются метаданные.
- Метаданные проходят через "фильтр", установленный пользователем, при этом ненужные данные отбрасываются.
- После этого, отфильтрованные данные передаются пользователю. Пользователь также может настроить "фильтр" под свои личные требования.
Рис.1 "Схема работы информационного портала"
Корпоративный информационный портал разделен на две части:
- Внутренний портал (Интранет), в котором расположена приватная информация, предназначенная для использования ограниченным числом пользователей. Используется локальная сеть.
- Внешний портал, который доступен для общественного использования и в котором расположена публичная информация. Используется сеть Internet.
Рис.2 "Схема организации корпоративного портала"
Функциональная структура корпоративного информационного портала может быть разбита на следующие составляющие:
-
Приложения. В системе портала инструментом пользователя является браузер или навигатор, который обеспечивает ему доступ к страницам в необходимом формате. Многие порталы (например, Hummingbird Communications EIP) позволяют пользователю настроить домашнюю или персональную Web-страничку под его личные требования поиска и приема (т.н. механизм фильтрации данных).
-
Система обеспечения безопасности. Обычно включает в себя стандартные защитные меры, такие как: криптографическое кодирование, задание пароля, присваивание идентификатора, электронная цифровая подпись и т.д.
-
Приложения интеллектуального анализа или система управления знанием (Knowledge Management), которые представляют собой средства, позволяющие структурировать и категоризировать неучтенные данные (например, затерянные в почтовых ящиках), сформировать удобные механизмы доступа к ним и, используя специальные аналитические методы, сконструировать отчеты о собранной информации. Их принцип работы заключается в аннотировании существующих документов, формирование на базе этих аннотаций, описывающих документы, метаданных и их размещение в информационном хранилище вместе со ссылками на исходный документ. При этом устанавливается язык документа, его тема, дата создания и принадлежность. Одновременно создаются специальные словари или базы данных встречающихся в документе имен, терминов и других атрибутов с указанием их источника. Результатом деятельности является разбиение текстового документа на связанные категории, посредством эвристического анализа смысловой и терминологической близости распределяемых по иерархическим рубрикам текстов.
-
Репозитарий - хранилище метаданных об информационных объектах, пользователях, рабочих группах и т.д. Метаданные указывают тип объекта, раздел, к которому он принадлежит, формат документа и даже его содержание.
-
Подсистема публикаций и подписки, которая позволяет пользователям публиковать свои документы и подписываться на получение необходимой информации и внешних источников.
-
Механизмы анализа и планирования бизнес-процессов, в том числе системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning - ERP). Системы ERP - набор интегрированных приложений, которые в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятия. Среди них можно назвать планирование ресурсов для производства товаров и услуг, оперативное управление производственным планом, виды учета и анализа результатов экономической деятельности. Все операции планирования и анализа в ERP разбиты на отдельные функциональные модули.
-
Модуль CRM - Customer Relationship Management (может входить в систему ERP), который обеспечивает объединение front и back-office компании, позволяя сформировать информационную базу с данными о клиентах, службу информационной поддержки клиентов, настраивать портал под требование клиента (например, выдавать пользователю ассортимент товаров или список информации, основываясь на прошлых обращениях) и т.д. При этом предприятие может не только значительно повысить потенциал front-office и упорядочить процесс документооборота с оппонентом, но и производить исследования предпочтений покупателей. Однако основной функцией CRM является "удержание" клиента, что становится первостепенной задачей для любого бизнеса (по мнению экспертов, "удержание" 5% покупателей дает прирост прибыли на 25-125%).