Как создать свою рассылку и чем она может быть полезна вашей компании? Это темы статьи Елены АШАРАПОВОЙ, которая делится своим опытом создания успешной почтовой рассылки.
Наиболее популярные службы рассылок в Рунете - это “Информационный канал Subscribe.Ru” (http://subscribe.ru), “Служба рассылок” MailList.ru компании AGAVA Software (http://www.maillist.кг) и сервер “Рассылки.Маil.Ru”, известный прежде как List Mailer (http://content.mail.ru). Из украинских рассылок назовем наиболее известные Newsman (http://newsman.com.ua) и его зеркало MList (http://mlist.biz). служба почтовых рассылок E-mail.com.ua (http://e-mail.com.ua).
Если вдруг вы впервые слышите об этом популярном сетевом сервисе, немедленно отправляйтесь по вышеназванным адресам. Там вы и восполните пробелы в своем Интернет образовании найденные вами удачные рассылки сэкономят вам колоссальное количество времени, подарят немало ценных идей, советов, консультаций, а иногда и сделают за вас кое-какую работу.
Итак, рассылки бывают разными: корпоративными и частными, продвигающими какой-то ресурс и независимыми, серьезными и забавными, полезными и бесполезными, интересными и не очень. Любая рассылка, нашедшая своего читателя, имеет право на существование, не так ли?
Кстати, вы когда нибудь задумывались о том, зачем люди затевают рассылки? Вместо того чтобы посидеть вечерком с друзьями за кружечкой пивка, они пялятся в мониторы, собирая крупицы полезной информа ции, перерабатывают ее, весело стучат по клавишам, найдя удачное выражение, перечитывают, перекраивают, режут, удаляют, снова стучат по клавишам. И все это для того, чтобы где-то за сотни километров от них кто-то абсолютно незнакомый открыл бы свой почтовый ящик и порадовался очередному выпуску. Или лениво прочел пару абзацев, так и не дойдя до самого главного. Или вообще удалил бы письмо, не читая, за неимением време ни или настроения просвещаться в данный момент.
Кто-то, не слишком искушенный, скажет, что надо быть сумасшедшим, чтобы бесплатно раз в неделю, а то и чаще, публиковать свои материалы в океане информации под названием Интернет. Кто-то, чуть менее скептичный или чуть более романтичный, может предположить, что формирование рассылок - удел людей увлеченных и азартных, интересующихся всем новым и необычным. И, наконец, любой, кто преуспел на ниве Интернет-маркетинга, возразит, что любая рассылка - это способ продавать, не важно, будут ли это товары компании, услуги сайта, посещаемость ресурса или таланты автора.
Как ни странно, все они будут правы Первый - потому что далеко не каждой рассылке гарантирован коммерческий успех. Второй — потому что без увлеченности своим делом, идеями, мыслями или новациями невозможно привлечь и удерживать продолжительное время внимание огромной аудитории. А последние будут правы просто потому, что рассылка - это действительно инструмент маркетинга (даже если ее автор об этом и не догадывается) и активно используемый во всем мире способ цивилизованного распространения рекламы или PR информации.
Путь к успеху. Успешная рассылка имеет четкие цели, хорошее название, оригинальное содержание и четкую периодичность. Кроме того, она должна быть безупречной с технической точки зрения Остановимся подробнее на каждом пункте.
Фактор первый. Правильные цели. Вы можете создавать рассылку для популяризации своего сайта или бизнеса, для обеспечения ваших клиентов оперативной информацией, для продвижения отдельных товаров, для исследования аудитории, для апробации нововведений и много еще для чего. При этом главное — помнить, что нельзя достичь всех целей сразу одной рассылкой. Несоблюдение правила погони за одним зайцем - причина низкой эффективности многих Интернет проектов. Если у вас много целей — открывайте несколько рассылок.
Фактор второй. Удачное название. К выбору названия отнеситесь очень ответственно. Во-первых, потому что от названия зачастую будет зависеть, прочитает ли подписчик ваше послание или отправит его в папку “Удаленные” вместе со всей опубликованной в нем рекламой. Признайтесь, вы ведь и сами читаете не все письма. Вернувшись из командировки, пользователь обнаруживает в своем ящике гораздо больше писем, чем он в состоянии даже лишь просмотреть. Хорошее название привлечет внимание подписчиков.
Название рассылки со временем может вырасти в бренд, поэтому старайтесь, чтобы оно было ярким, запоминающимся и четко ассоциировалось с тем, что вы продвигаете — будь то сайт, услуги, товары, сфера деятельности и т.д. Не менее важно, чтобы название было лаконичным: два-три значимых слова. Длинные имена, состоящие из шести слов и более, нежелательны, так как они менее выразительны и труднее запоминаются. Кроме того, название вашей рассылки станет темой письма, получаемого подписчиком. Слишком длинное название попросту будет “обрезано” почтовой программой, а это вряд ли поспособствует популяризации вашего периодического издания.
Фактор третий. Главное — содержание. Вопрос о том, что поведать миру, должен озадачить вас задолго до официального открытия рассылки. Тут все зависит от ваших целей. От ценности распространяемой информации будет напрямую зависеть число почитателей вашего творчества. Помните о своей целевой аудитории, содержание рассылки должно быть интересным и полезным не вообще, оно должно быть таковым именно для вашего потенциального клиента - подписчика.
Если вы открываете рассылку для продвижения информационного ресурса, проблем с содержанием (контентом) у вас, скорее всего, не будет. Сложнее бывает корпоративным сайтам. Создав рассылку, они, как правило, обнаруживают две неприятные вещи. Первое - новости их компании как таковые мало кому интересны. Второе - о чем таком написать, чтобы было интересно, никому в компании не известно.
Самый простой способ узнать, что нужно клиенту - спросить у самого клиента, например, организовав опрос на сайте. Неожиданные идеи могут придти вам в голову, если вы проанализируете статистику запросов пользователей в поисковые системы. Выясните, о чем спрашивают ваши клиенты, выберите наиболее частые запросы, относящиеся к вашему бизнесу, и предложите пользователю быстрое и удобное решение проблемы поиска нужной информации -она будет в вашей рассылке.
Не пренебрегайте статистикой, она может подсказать варианты, до которых вы сами никогда бы не додумались. Например, торгуете вы цветами. Думаете, никто не ищет цветы в Сети? Ошибаетесь. Еще как ищут. Да зачастую не просто цветы, а еще и поздравления. Вот вам и идея - рассылка с публикацией разнообразных поздравлений.
Опыт показывает, что оптимальный объем текста рассылки лежит в пределах от половины до целой страницы формата А4. При периодичности чаще раза в месяц вам придется выделить необходимые ресурсы на этот вполне самостоятельный вид деятельности.
В зависимости от тематики, качества текста, опыта публикующего и многих других факторов, работа по изданию одного выпуска занимает от часа (в случае работы с готовыми материалами) до одного-двух дней, если тексты создаются с нуля. Конечно, все значительно проще, когда текст рассылки генерируется автоматически, скажем, из новостей вашего сайта.
Фактор четвертый. Целесообразная периодичность. Чтобы рассылка работала, она должна выходить регулярно. Только в этом случае вы (ваша компания, ваш сайт, ваша продукция) будете узнаваемы, сможете создать в глазах потребителя нужный вам образ, управлять им и побуждать подписчика совершать интересные (т.е. нужные вам) действия.
Теперь о том, что значит “выходить регулярно”. Сточки зрения рекламной отдачи периодичная рассылка гораздо эффективнее, чем непериодичная. С этим никто не спорит. Вопрос лишь в том, как часто следует напоминать о себе подписчику?
Существует мнение, что чем чаще, тем лучше, а поэтому ежедневная рассылка всегда оказывается более выигрышной, чем еженедельная. Однако при рассмотрении вопроса об оптимальной периодичности надо учитывать несколько серьезных обстоятельств: об одном мы уже сказали -трудозатраты. Лучше иметь регулярную рассылку дважды в месяц, чем заявить ежедневную, а выпускать через день или как получится. Другой аспект проблемы -специфика поведения читателя. Не факт, что ваш клиент готов уделять вам внимание ежедневно, не сомневайтесь, ему есть чем заняться помимо вас.
Слишком навязчивая периодичность может вызвать раздражение и эффект, прямо противоположный тому, на который вы рассчитываете. Кроме того, необходимо принимать во внимание читательский отклик, на который вам тоже нужно будет реагировать (если, конечно, вам нужны клиенты). Чем чаще выходят ваши выпуски, тем чаще вы получаете письма от благодарных подписчиков - с вопросами, советами, пожеланиями и так далее. Отвечая на письма, вы потратите еще примерно столько же сил и времени, сколько на формирование выпуска, порой и больше. Не будете отвечать — начнете терять аудиторию. Ведь ради контакта со своим потребителем вы все это и затеяли, значит, не забудьте учесть и эти затраты. Рассчитаете силы правильно - достигнете своих целей и получите отдачу.
Фактор пятый. Грамотная реализация. Вы можете пойти двумя путями. Путь первый — опубликовать форму для подписки на своем сайте. Создайте собственную базу подписчиков, установите программу для автоматизации процесса рассылки и специальную утилиту, которая позволит пользователям осуществлять управление своей подпиской, подтверждение подписки, выбор кодировки сообщений, отмену подписки и др.
Недостатки этого пути очевидны во-первых, от вас потребуются специальные навыки или привлечение специалистов, этими навыками владеющих, во-вторых, вам весьма долго придется собирать подписчиков. Зато, создав такую базу, вы сможете продавать рекламные площади в сообщениях своей рассылки Этот путь годится для крупных информационных порталов, имеющих высокую посещаемость, опыт работы с рекламодателями и специальный штат для этой работы.
Второй путь значительно проще, он подходит тем, у кого нет особых навыков, сети рекламных агентов, а может, нет и самого сайта. При этом есть товар, который нуждается в продвижении с небольшими затратами. Воспользуйтесь услугами специального сервера рассылок (именно они перечислены в начале статьи). Познакомившись с условиями сервера, правилами публикации материалов, памяткой для авторов и прочими полезными советами, вы без труда откроете рассылку и оформите ее в соответствии с вашим фирменным стилем. Выбирая сервер и тип открываемой рассылки, обратите внимание на два обстоятельства анонсируется ли данный тип рассылок среди подписчиков сервера и каковы условия публикации вашей рекламы в рассылке.
Ну и напоследок - небольшой совет. Какой бы путь вы ни выбрали — сделайте пробный выпуск и “откатайте” его перед тем как отправить подписчикам. Оцените, как он выглядит в разных почтовых программах, в текстовом формате и HTML. И не забудьте проверить орфографию! Если все в порядке - запускайте ваш проект без промедления. Хорошие рассылки работают!
Сергей БАЗАНОВ.