История контекстной рекламы
За прошедшие годы предложенная Аркадием Воложем идея показывать баннеры на Яндексе не просто так, а по запросу, стала солидной статьей доходов компании. Но вернемся к истории. Еще в 1998 году в виде проекта Goto.com (позже был переименован в Overture) получила воплощение идея Билла Гросса, основателя компании IdeaLab – показывать вместе с поисковой выдачей коммерческие ссылки, связанные с поисковыми запросами. В 2001 году был создан Яндекс.Директ, позволивший рекламодателям самостоятельно размещать текстовые объявления в результатах поиска. Таким образом, Яндекс, а следом за ним Рамблер (в 1998 году) показывали рекламу, связанную с запросами, в поисковой выдаче. Однако компания Overture придумала еще одну возможность распространения рекламы – и в 2002 году появляется контекст на сайтах-партнерах. Владельцы ресурсов должны были повесить у себя поиск от Goto.com, благодаря которому помимо результатов поиска транслировались контекстные объявления. В 2003 году идею подхватил Google – в виде AdSense. В том же 2002 году в рунете появился Бегун, который с нуля собрал рекламную сеть. Причем он сразу перенял опыт западных коллег и ввел оплату за клик и аукцион, тогда как Яндекс работал с оплатой за количество показов. Яндекс же только в 2005 году начал показывать контекстную рекламу на сайтах, создав Рекламную Сеть Яндекса. Сегодня Бегуну удалось отвоевать крупнейшую после Директа долю на рынке контекстной рекламы. Оставшиеся 5-15% делят между собой остальные игроки рынка. |
Доли систем контекстной рекламы рунета на 2006 год (по данным игроков российского интернет-рынка и оценке аналитиков компании Яндекс) По исправленной информации "Ведомостей", в 2007 году доля Бегуна упала до 20%, Яндекс же теперь занимает 65-70% рынка. Дальнейшая история контекстной рекламы связана с разного вида таргетингом, основанном на изучении предпочтений отдельного пользователя. На Западе первой тестировала поведенческие технологии DoubleClick. А в рунете компанией AdRiver уже в 2003 году был предложен механизм «ретаргетига», который отслеживал реакцию пользователя на рекламные баннеры и учитывал ее в дальнейшем. В 2004 году свои поведенческие технологии ввел Бегун, и именно в этом году контекстные объявления стали приносить миллионные доходы. При этом контекстная реклама постепенно доросла догоняла медийную и в 2006 году обогнала, достигнув 110 млн долларов (+145% к результатам 2005 года). |
Соотношение контекстной и медийной рекламы (по данным игроков российского интернет-рынка и АКАР) Только в 2007 году Яндекс объявил о тестировании показа рекламы с учетом интересов посетителей Яндекса, тогда как Google, Microsoft успели сделать это в 2006 году. Таким образом, контекстная реклама обладает в настоящее время возможностями таргетирования различного рода: • Географический таргетинг – показ рекламы пользователям определенных географических регионов; • Временной таргетинг – показ рекламы только в определенные дни недели или по времени суток; • Поведенческий таргетиг – показ рекламы в зависимости от продемонстрированных пользователем интересов; • Социально-демографический таргетинг – показ рекламы группе пользователей с определенными возрастными, гендерными и другими характеристиками. |
Будущее контекстной рекламы за дальнейшим изучением потребностей пользователей, в этом направлении движутся основные игроки рынка. |