Часто приходится отвечать на письма с вопросами в духе: "Пришлите нам коммерческое предложение на оптимизацию сайта http://…", "Оптимизируйте наш сайт так, чтобы он был в первой десятке по запросу "…" в Яндексе, Рамблере, Гугле…", "Сколько стоят ваши услуги по оптимизации сайта?".
Поскольку эти вопросы про "оптимизацию" часто повторяются, давайте попробуем разобраться, что же такое оптимизация сайтов вообще и что эта самая оптимизация может дать с точки зрения потребностей каждого конкретного владельца сайта.
Зададимся вопросом - зачем нам это надо? Разве мы будем размещать рекламный модуль в глянцевом журнале, только ради того чтобы он просто был? Разве мы будем делать рекламу, не важно чего, только ради самой рекламы? - Нет! Если мы платим деньги за рекламу то мы прежде всего пытаемся рассчитать какой экономический эффект она нам принесет. Т.е. платить за рекламу 10 руб. имеет смысл только в том случае, если в результате этой рекламной компании мы заработаем 100 руб. или хотя бы 50, но никак не те же самые 10 или вообще 5! Иначе это будет глупая "работа ради работы", а то и еще хуже.
Так почему же отношение большинства людей к оптимизации сайтов такое неразумное? Я еще могу понять потребность крупного информационного портала или интернет-магазина, нацеленного на широкий географический охват аудитории, оптимизировать свои страницы, дабы на него просто стало заходить больше пользователей. Но когда речь идет о фирме X из города N, продающей, например, женское белье, - я категорически не понимаю, зачем им быть первыми в выдаче Яндекса по запросу "женское белье". Так, например, если набрать "женское белье" в Яндексе то первой ссылкой будут магазины женского белья расположенные в Донецке!!! (Эх, не добрались еще до этой темы оптимизаторы…) Так вот мне интересно - учитывая такую "оптимизированность" у этих магазинов увеличивается число покупателей скажем из Москвы? Или нет? Зато если в том же Яндексе поставить галочку "поиск в регионе: …" то ситуация очень сильно изменяется. И практически, ИМХО, именно на это и надо направлять усилия по оптимизации сайта.
Вывод первый:
В большинстве случаев оптимизация сайта под поисковые системы должна учитывать специфические условия функционирования Вашего бизнеса.
Попробуем рассчитать эффективность оптимизации. Предположим что, несмотря на вышесказанное, мы оптимизируем сайт магазина "Рога и Копыта" на запрос "женское белье" под поисковые системы Яндекс, Рамблер, Гугл. Предположим также что магазин (магазины) белья, которые рекламирует сайт, находятся в Санкт-Петербурге (второй после Москвы город по количеству пользователей интернет).
Не будем усложнять расчеты, подсчитаем "грубо".
Воспользуемся сервисом Keywords Search, общее количество связанных с нашим запросов в месяц составляет 1 104 179 по данным Яндекс.Директ. Учитывая, что нас не интересуют запросы типа "mexx сайт", "адреса магазинов дикая орхидея" или "ив роше москва"- это либо не наши магазины, либо эти запросы не устраивают нас территориально - откинем их. Останется 167 различных запросов, которые пользователи задают 650 тыс. раз в месяц. Не станем изучать запросы в остальных поисковых системах - обратимся к статистике (она наука упрямая). Отсюда: SE Ratings что Яндекс это 55% российского рынка поиска. Следовательно, общее количество запросов задаваемых пользователями в трех интересующих нас поисковых системах (92% рынка), будет составлять:
Для того чтобы конвертировать этот траффик в деньги необходимо ввести следующие поправки:
- учесть соотношение числа покупок к числу заходов на сайт, своеобразный actions-per-views (APV);
- все таки учесть географический таргетинг, даже за таким товаром как черная икра специально никто не поедет в Астрахань, если нужна всего одна банка;
- определить средний доход с каждой продажи, за вычетом накладных расходов на ее реализацию, назовем его profit-per-action (PPA).
Предположим, что APV сайта составляет 3%, если изучить глобальную статистику интернет (предоставляется многими крупными интернет счетчиками, например SpyLog), для простоты на Cities Stats, то мы выясним что число пользователей интернет в Санкт-Петербурге, составляет 11% от общего числа российских пользователей. Вводя эти коэффициенты получим:
Вывод второй:
Задумываясь об оптимизации сайта прежде всего определитесь с тем чего Вы на самом деле хотите достичь и сообразно ли достижение этих целей с затратами на оптимизацию.